На семинаре для архитектурно-строительной
общественности, организованном Южным региональным отделением Союза
архитекторов России и прошедшем в сочинском «Бриз Отеле», было рассмотрено
несколько вопросов - о современных отделочных материалах, оформлении
фасадов, малых формах, освещении городской среды. Но самой, пожалуй,
интересной темой стало обсуждение разработки генерального плана туристско-спортивного
горнолыжного комплекса «Красная Поляна». На обозрение была представлена
схема функционального зонирования комплекса, надо полагать, рабочий
или промежуточный вариант.
Один из представителей группы раз-работников А. Кривое
(Москва), рассказавший о великолепных перспективах данного курорта
и его уникальных природных ресурсах, вел себя очень уверенно до той
поры, пока архитектором 0. Ко-зинским и рядом коллег не были заданы
конкретные вопросы, отражающие не только интересы и перспективы развития
Адлерского района, но и принципы формирования планировочной структуры,
плотности и состава застройки.
Судите сами. Комплекс Красной Поляны размещается
на площади 500 кв. километров и включает Адлерский район с Имеретинской
бухтой, а также территории вдоль границы с Абхазией. Естественно,
столь грандиозное и масштабное строительство должно включать и анализ
существующей застройки, и разработку предложений по качественному
преобразованию территории. Но мы этого не увидели. Более того, существующая
застройка Адлерского района остается без изменений и реконструкции.
Если предположить, что инвесторами являются серьезные
структуры и частные лица, то в конечном счете правильность подхода
к формированию комплекса в его взаимоувязке с прилегающими территориями
является вопросом не праздным. А беспокойство общественности вызывает
тот факт, что принцип формирования планировочной структуры и размещения
застройки в городе в точности повторяет градостроительную политику
предыдущего руководства города и органов архитектуры и имеет для Сочи
явно негативный характер. В частности, предполагается вести строительство
преимущественно на свободных территориях без реконструкции ветхой,
скученной самовольной застройки, которая на сегодня без преувеличения
является позором курорта.
И что за напасть такая! Вроде бы и город интересный
и перспективный, и застройщики вот-вот подойдут, и сочинцы -люди вроде
бы с виду неглупые. Но все делается спустя рукава, без жесткой градостроительной
политики. Сколько же можно плодить «шанхаи» или их осознанно не замечать,
обходить, застраивая тем временем рукотворные или созданные природой
зеленые участки! Ведь когда-то надо ответить: что мы хотим увидеть
в проекте - объемы строительства на новых территориях или полную реконструкцию
городской среды с приведением в порядок улиц и прилегающей к ним застройки,
возведение необходимых объектов социальной сферы, развитие парковых
и прибрежных зон? Участок Имеретинской бухты застроен частным сектором
с населением 3,8 тыс. человек. Дома эти массивом, как забором, отделяют
прибрежную зону от предполагаемых к застройке территорий комплекса
Красной Поляны. Ну почему бы этот массив не убрать, переселив людей,
предоставив компенсации и новое жилье? Затраты невелики, зато появится
возможность подхода к морю, создания поистине интересных развлекательных
комплексов, отвечающих современному мировому уровню, которые могут
быть и престижными, и уникальными.
Вы знаете, на что нам открыли глаза разработчики
комплекса? Оказывается, до сих пор в поселках Красная Поляна, Эсто-Садок
и, соответственно, в других населенных пунктах, расположенных вдоль
федеральной трассы, не было красных линий. Но теперь они появятся
и застройка будет осуществляться строго по проекту, чтобы «заборы
не вылезали на улицы». А мы-то недоумевали: почему сплошь и рядом
рестораны, хозпос-тройки, заборы стоят буквально в шести метрах от
дороги и никто не озабочен фактами столь явного нарушения? Да потому,
что нарушения эти нигде не зафиксированы из-за отсутствия конкретного
градостроительного ограничения. Вот и процветает в городе самовольное
строительство с подачи землеустроителей, для которых понятие «улица»
- это только проезжая часть, а все остальное - свободная территория.
Да, доработались. Остается только удивляться тому,
что те люди, которые руководили процессом застройки города и его поселков
5-10 лет назад, по-прежнему возглавляют этот процесс и чувствуют себя
вполне уверенно. А со стороны все это выглядит какой-то возней и профанацией,
за которой реально прослеживается один лишь коммерческий интерес.
Вы скажете, что не вьщеля-лись средства на разработку документации?
Да были деньги, и собирали их немало. Только к процессу градостроительства,
похоже, имели отношение те люди, которые смотрели на него только как
на форму выгодного распределения и реализации земель. И еще. О цене
земли в составе комплекса «Красная Поляна» в размере 1 тыс. долларов
за гектар, видимо, докладчик оговорился. А может быть, нет? Кто знает,
как будут распределяться или реализовываться эти земли? С таким подходом
вряд ли удастся собрать необходимые средства на развитие комплекса.
Вопрос об экологии в районе Красной Поляны и поселка
Эсто-Садок при единовременном пребывании отдыхающих на автотранспорте
в количестве до 40 тыс. человек у общественности города давно вызывает
справедливое и обоснованное беспокойство. Однако разработчики проекта
не предусматривают использование такого альтернативного экологически
чистого вида транспорта как, например, монорельс. Предложенный же
вариант, на наш взгляд, является как минимум безответственным решением,
поскольку проект разрабатывается сроком на 25 лет. Неужели уже через
8-10 лет не возникнет необходимость в доставке туристов, спортсменов
и отдыхающих от нового аэровокзального комплекса к месту пребывания
скоростным и комфортабельным видом транспорта? Ведь понятно, что если
не включить в состав комплекса альтернативный вид транспорта, этот
объем не войдет в расчет долевого участия для предполагаемых отечественных
и зарубежных инвесторов, следовательно не войдет и в планируемые объемы
проектирования и строительства. Спрашивается: все то, что предложено
проектом, имеет предварительный характер и замечания будут приняты?
Или проигнорированы для того, чтобы в очередной раз инвесторы делали
свой бизнес без учета интересов города, современных тенденций в градостроительстве
и туристической сфере деятельности?
Безусловно, определенные структуры будут ссылаться
на новый Градостроительный кодекс РФ, в котором, увы, есть лазейки.
Но ведь генеральный план и проект планировки должны разрабатываться
на основании задания на проектирование, и предполагается рассмотрение
документации на всех уровнях, прохождение госэкспертизы. Думаю, что
без учета интересов города сделать это будет непросто. Здесь все зависит
от принципиальной позиции глав города и края. Можно было бы посоветовать
еще раз просмотреть все исходные документы и при необходимости внести
коррективы. Так сложилось, что проект туристско-спортивного горноклиматического
комплекса «Красная Поляна» разрабатывается под брендом академии архитектуры.
Но если уж консультантами проекта являются академики от архитектуры
(академизм - высшее достижение в какой-либо сфере деятельности), то
относитесь, господа, к данной теме в соответствии со своим статусом,
вносите нестандартные и продуманные решения, новейшие техно-, логии.
А иначе проект можно было бы разработать и в городе Сочи силами своих
специалистов, тем более что значительная работа выполнена именно в
нашем городе.
ОТ РЕДАКЦИИ "Наш дом - Сочи":
Работа над реализацией проекта создания туристско-спортивного горноклиматического
комплекса "Красная поляна" на сегодня, без преувеличения
можно сказать, - важнейший фактор перспективного развития Сочи как
курорта мирового уровня. Краеугольным камнем этой работы является
не только задача придания Сочи статуса круглогодичного курорта, но
и привлечение в город зарубежных инвесторов и туристов. Естественно,
реализация столь серьёзного проекта не может идти без проблем. Пути
их решения существовали и существуют различные. Мы считаем, что наиболее
серьёзные из них должны проходить общественную экспертизу и обсуждение
в СМИ.